Признаться, я не большой любитель мюзиклов. Видимо, потому, что несколько десятков постановок, просмотренных за всю жизнь, не произвели на меня ровным счетом никакого впечатления. Именно поэтому, когда друзья порекомендовали посетить мюзикл «Москва слезам не верит», отнесся к этой идее скептически.
Чашу весов в пользу посещения мюзикла перевесили три фактора. Во-первых, постановка идет в театре «Одеон» – я там никогда не был, а всегда интересно открывать что-то новое. Во-вторых, расположен театр в уникальнейшем здании неподалеку от Белорусского вокзала, где в свое время, до того, как игорные заведения вывели из черты города, располагалось одно из самых крупных и уж точно самое известное казино столицы, интересно сравнить, что изменилось за десятилетие. Наконец, в-третьих, количество восторженных отзывов в интернете о мюзикле такое, что диву даешься: не десятки, а сотни! При всем при этом вокруг мюзикла наблюдался настоящий ажиотаж: несмотря на то, что он идет ежедневно, билетов на ближайшие постановки просто нет – пришлось бронировать и покупать на показ через две недели. Полный аншлаг в наши дни? – согласитесь, впечатляет. И это при стоимости билетов, которая впечатляет не меньше: самые дешевые «на галерке» – 6000 рублей.
Билеты и столики
Билеты продаются как на самом сайте театра, так и в билетных кассах. Бронирования с постоплатой нигде нет – можно лишь сразу выкупать. На разных сайтах представлены разные схемы зала, дающие весьма поверхностное представление о том, где хорошо видно и слышно, а где нет. Забегая наперед, скажу: описанию «видимости» и «слышимости» уделяется так мало времени, потому что звук хороший везде, а что касаемо «картинки» – действие происходит повсюду и нет такого места, где придется сидеть не вертясь. В любом случае придется смотреть то на сцену, то куда-то в районе балкона, то искать артистов в зрительном зале. Действо будет происходить вокруг и всюду, оно будет активным и интерактивным. Поэтому выбирая место, нужно отталкиваться от бюджета (чем центральнее место в зале, тем выше цена), и от того, насколько вы желаете быть причастны к действу (взаимодействовать с актерами и другой публикой). Есть желание стать частью шоу – вам в партер, если хотите издалека и с высоты смотреть за всем происходящим, не участвуя – добро пожаловать на балкон. Впрочем, даже если вы в партере, но не захотите активничать – принуждать вас никто не будет и на сцену никто не потащит.
Самое главное: просто кресел в зрительном зале нет. Есть столики. То есть, вы покупаете или сразу столик на несколько человек (на двоих, троих, шестерых и т.п.) или, если идете в одиночку, то просто выкупаете место за столиком (при этом учтите, что к вам обязательно подсадят такое количество зрителей, сколько мест за столом). За столиками вас будут кормить. Отказаться от закусок нельзя – потому что «Москва слезам не верит» позиционируется именно как «гастрономический мюзикл», в этом его особенность и главная фишка. Но можно, покупая билет, выбрать сет, какой вы предпочитаете: это могут быть мясное меню, рыбное меню, вегетарианское и детское. Описания блюд и их состав можно почитать на сайте, но особого смысла в этом нет, потому что если вам что-то не по душе – блюдо другим не заменят. Все готовят стандартно, порционно, и за кухню отвечает легендарный ресторатор Антон Пинский. Уже это говорит о том, что будет вкусно все, какое меню вы бы не выбрали.
Встреча гостей, рассадка, фото
Когда место в зрительном зале выбрано, с едой определились и электронные билеты уже прилетели на электронную почту, остается дождаться даты мероприятия и отправиться в путь. Приезжать гостей просят за час до начала.
Найти театр очень удобно, он находится неподалеку от станции метро «Белорусская». Если ехать общественным транспортом – дойти от метро можно за 10 минут, если на такси или на авто – удобный подъезд, есть парковка. Не найти здание, пройти или проехать мимо невозможно – оно мерцает, мигает и блестит, как центральная улица где-нибудь в театральном квартале Манхэттена. Всюду вывески с названиями мюзикла и слоганами типа: «Сегодня!», «Только у нас!», «Здесь и сейчас!».
Дверь открывает швейцар – ну как же без этого для общей атмосферы пафоса и помпезности (впрочем, в свое время в казино тут тоже так было – может, работник остался с тех времен?).
Что сразу бросается в глаза и что выгодно отличает «Одеон» от доброй половины всех московских театров, так это большое количество персонала (встречающих администраторов и прочих сотрудников в фирменных костюмах я насчитал не менее десяти человек) – это в то время, как у нас в театрах обычно дефицит кадров, из-за чего бабульки-билетерши едва справляются с потоком гостей. И, да, вторая отличие – отсутствие этих самых бабулек-билетеров. Гостей встречают молодые, симпатичные, улыбчивые и доброжелательные сотрудники. Причем это не студенты первого курса, которых сослали на подработку – чувствуется, что люди грамотные, знающие.
На входе кратко рассказывают правила, приглашают в гардероб и вручают жетон (по одному на каждого гостя) на подарочный напиток. Соответственно, раздевшись и приведя себя в порядок, можно пройти в бар, где этот самый жетон отоваривают – его можно обменять на напиток. Огромный выбор вин, шампанского, а для непьющих – лимонады и соки. Можно насладиться прямо в баре, а можно с напитком проследовать в зал. Каждого гостя встречает администратор и, поинтересовавшись номером столика, провожает на место…
К слову, зал небольшой и, как показалось поначалу, даже тесный. Но потом, уже во время действа, оказалось, что все вполне себе комфортно и совсем не тесно. А между столиками, которые, как кажется, слишком кучно расставлены, люди еще будут умудряться и танцевать…
В центре зала – подиум, на которой будет происходить часть шоу. И именно у этого подиума всех гостей встречает фотограф и приглашает сделать памятное фото. Ну, а поскольку фотографироваться наш народ любит, особенно на сцене и в образе артистов, и уж тем более бесплатно, на фотосессию быстро выстраивается очередь… И это (совет, если соберетесь на мюзикл) еще один повод прийти пораньше, за час до начала, а не в последний момент – людей к тому времени еще немного. А фото получаются действительно очень качественные (чувствуется, что фотограф – профессионал). Фото в высоком разрешении можно будет скачать бесплатно потом, после шоу, по специальной ссылке (для каждого представления она индивидуальная, так что с защитой персональных данных тут все в порядке).
Закуски, основные блюда и подача
На момент посадки столы в зрительном зале уже накрыты. Изначально это сервированные на каждого гостя изумрудные оливки, харисса из печеных перцев и томатов (нереально вкусная вещь – я прям стал фанатом этого блюда), ливанский хумус с зеленью и зернами граната, пармская ветчина или брускета с лососем (в зависимости от того, выбирали вы мясной или рыбный сет). Вместо хлеба подается корзинка с итальянской чиабаттой и хлебными чипсами с семенами льна. Порции довольно крупные и сытные (кому-то уже этого хватит, чтобы наесться), но это только начало!
Гостей сразу предупреждают: есть можно во время всего спектакля. В любой момент можно позвать официанта и дозаказать что-то по меню. При этом подача блюд будет происходить во время антрактов, их здесь два.
В мясном сете перед первым действом подают утиный паштет в форме томата (это надо видеть: внешне – на тарелке лежит помидор, но стоит разрезать его – внутри паштет) с вареньем из белой черешни. Перед вторым действом – томленые говяжьи щечки с птитимом, соусом песто и томатами. А после второго антракта – десерт: чизкейк с малиновым соусом и свежими ягодами.
В рыбном сете, соответственно, тартар из атлантического тунца на подушке из свежего огурца с гуакомоле, рыба со шпинатом и кабачками с соусом из березового сока, а на десерт – ванильный мусс в форме сердца…
Звучит все аппетитно, не так ли? Но если очень часто в питейных заведениях то, что хорошо звучит на вкус оказывается чем-то не очень впечатляющим, тут придраться не к чему. Видимо, меню составлялось и оттачивалось долго и тщательно, ибо получилось вкусным абсолютно все! Мы с друзьями, нарочно заказав разные блюда, менялись, чтобы попробовать все кулинарные шедевры и это шедевры, иначе не скажешь. Вкусно! Поэтому (сейчас будет шутка): если вы не интересуетесь мюзиклами, а просто хотите хорошо покушать в ресторане авторской кухни неподалеку от «Белорусской» – заходите, не пожалеете.
Кстати, в глаза бросается, что персонала много и среди официантов. Опять же, не меньше десяти человек обслуживают только партнер (не знаю уж, что происходит на балконе). Быстрые, вежливые, аккуратные. А когда они (раскрою один секрет – да простят меня за спойлер) вдруг начинают танцевать, органично вписавшись в действо спектакля – ну, это повод искупать их в овациях (и потом оставить щедрые чаевые). Да, повторюсь, на всякий случай: вся еда включена в стоимость билета + приветственный напиток, который вы принесли из бара. Но если захочется выпить (или запить), или завершить вечер чаем под десерт – придется раскошелиться. Именно поэтому официанты только и успевали разносить по столикам воду (от 200 рублей за бутылку) и вина (в среднем по 5000 рублей за бутылку).
Спектакль, сюжет и интерактив
А что же спектакль? – спросите вы. Стоит ли он того? Отвечу: да. Но если вы меня спросите, в каком он стиле и жанре, я не найдусь, что ответить. Скажем так, это – музыкальный микс с драматической составляющей, отменным юмором и интерактивным взаимодействием со зрителем. Непонятно? Это и отличает этот мюзикл от всех, где мне приходилось бывать. Причем все это подается так необычно, так странно и непредсказуемо, что у многих любителей именно мюзиклов или классических спектаклей возникает вопрос: «Что вообще происходит?» А в интернете, в отзывах, я не раз встречал мнение, что никакого сюжета нет – мол, обычное варьете: люди пляшут на сцене, закадровый голос что-то комментирует, а люди при этом едят.
Конечно же, это не так. Конечно же, есть сюжет – главное не отвлекаться, зажевывая брускету очередной оливкой или обсуждая с соседями по столику происходящее на сцене. При этом к одноименному фильму «Москва слезам не верит» мюзикл не имеет ровным счетом никакого отношения. В центре сюжета – парочка, приехавшая покорять Москву. Сначала они, как положено, отправляются на экскурсию по городу, а потом в надежде найти работу и остаться в столице, идут на кастинг в театр, где как раз требуются талантливые артисты. Вот только кастинг проходит один молодой человек (Макс), причем не за свои выдающиеся таланты, а благодаря тому, что приглянулся стареющей театральной приме (Изольда). Девушке (Соне) ничего не остается, кроме как устроиться официанткой в бар при театре (спойлер: она на самом деле будет ходить с подносом по залу между столиками с гостями – такой интерактив). Потом в нее влюбляется хореограф, которому нужны талантливые танцоры, он дает шанс Соне выйти на большую сцену и она, конечно же, покоряет всех своим талантом. При этом прима рожает ребенка от Макса и ее поглощает быт, а театральные подмостки принадлежат новой звезде…
Подается история исключительно под хиты в стиле 80-90-х в современной аранжировке, причем сделаны и вписаны в канву повествования они так, что вызывают настоящую бурю эмоций. Например, когда Соня остается одна и сольно поет «Белые розы» (которые благодаря аранжировке практически не узнать) – это способно заставить расчувствоваться и вызвать слезы, а когда все дружно зажигают под песни Андрея Губина, так и хочется сорваться с места и потанцевать. Причем, согласно сюжету, танцы не только не запрещаются, но и наоборот – приветствуются. Ведущий (который стоит на краю сцены и, согласно сюжету, рассказывает всю историю зрителям), нарочно заводит, зажигает и провоцирует публику. Например, в какой-то момент в зале образуется цепочка танцующих «паровозиком» зрителей, а кому-то предстоит спеть дуэтом за эксклюзивный коктейль из бара. Интересный момент: когда приме нужно показать, что она звезда, ее помощник спускается в зал и раздает букеты цветов зрителям, чтобы они в нужные момент по его команде бросились к сцене дарить цветы звезде. За одну эту сцену режиссеру мюзикла можно поставить большой жирный плюс – получилось комично и феерично.
Охранник и обман
Я умышленно не буду раскрывать всех фишек – просто будет неинтересно. Но отмечу, прежде всего, охранника. В зале, помимо настоящих, будет один «подставной». Впрочем, это не скрывается, о том, что он – актер становится ясно уже в первом антракте. Его задача – развлечь публику именно во время перерывов, и он с ней справляется настолько удачно (и его номера придуманы настолько гениально), что он стал главной «изюминкой» всего шоу. Причем не только для меня – на вопрос «Что больше всего запомнилось» уже по окончанию действа многие говорили: «Охранник!».
Есть и еще один эпизод. Как известно, все мы, идя в театр, «обманываться рады». Но когда ты – театрал и побывал на всех возможных постановках, тебя трудно чем-то удивить, ты знаешь, где и как тебя обманывают, где используются какие театральные секреты и приемы… Но меня (и не только меня – всех) обманули! В хорошем смысле… Опять же, не буду спойлерить, что именно происходит в середине мюзикла, но лишь когда в конце всего представления артисты начали выходить на поклон и когда на сцене появилась она… В зале пронеслось: «Уау» – никто и подумать не мог, что то, что происходило в зале – часть спектакля…
Мюзикл длится около двух часов. Когда история рассказана полностью, артисты прощаются, а на сцену выходят танцор и танцовщица, которых еще несколько мгновений назад можно было видеть в разных ролях – теперь они поют. Дискотека – дополнительная часть программы. Многие зрители начинают расходиться, кто-то еще что-то доедает и допивает, а кто-то, хорошенько разгорячившись, бросается в танцы под знакомые мелодии. Дискотека в стиле 90-х. Все песни – и российские и зарубежные – знакомы буквально всем. Исполняются «живьем» и зажигают так, что словно магнитом притягивают – уходить не хочется.
Да, кстати, весь мюзикл идет не под фонограмму. Рядом со сценой – живой оркестр, который, опять же, зажигает так, что кроме «Браво!» других слов нет.
Общие впечатления
Понравилось все. Если говорить именно о мюзикле – он интересный, не напрягающий, очень душевный. Актеры… Конечно, можно было бы при сильном желании кого-то раскритиковать за вокальные данные и за игру, но в целом это на уровень выше многих и театров, и гастролирующих мюзиклов… Танцы… Как же без них? Хореография великолепна. И девушки, и ребята выкладываются так, что их реально становится жалко. Честно говоря, уже после мюзикла первым делом пошел на официальный сайт проекта в раздел «Актеры» – было интересно посмотреть, сколько же в мюзикле задействовано актерских составов. Просто потому что один человек каждый день работать с такой отдачей не может. Это фантастическая энергетика, которая передается залу, которая чувствуется.
Но самое главное, что чувствуется – это общая атмосфера. Она какая-то добрая и позитивная. Ты погружаешься в какую-то сказку с легким оттенком «ностальжи», вокруг – такие же единомышленники. Все улыбаются. Все сытые и довольные. Все на позитиве. Хочется, чтобы все это подольше не заканчивалось. Хочется все это посмотреть еще раз, уже акцентируя внимание на каких-то других деталях (из-за того, что действо «разбросано по залу», не все сразу замечаешь и хочется при повторном просмотре разглядеть что-то новое, другие детали, других актеров). Для себя я уже решил, что однозначно пойду на следующую постановку от театра «Одеон» и от его команды (она же непременно будет – при таком-то успехе «Москва слезам не верит» не ставить новый мюзикл той же командой просто грешно). А может быть еще раз схожу и на эту постановку, чего и всем советую.
День рождения
И самое последние – многие приходят на этот мюзикл отметить День рождения и другие торжества. В театре это приветствуется, на официальном сайте есть обращение: если среди зрителей будет именинник – обязательно предупредите. В качестве подарка всем именинникам при подаче десерта вставляют в него горящую свечку – нужно загадать желание, и оно обязательно исполнится (на нашем представлении в зале была пара десяток свечек). Но самое главное, сразу после подачи десерта ведущий прямо со сцена поименно объявляет именинников, просит их встать, указывая столик и место), а после, когда все, кто отмечают праздник, подняты, для них – персональное поздравление под фоновую музыку, которую задает оркестр. Небывало ярко и торжественно. Как и все шоу.