На днях я поставил крест на своих отношениях с «Альфа-Банком». Хотя наш союз длился долго. Очень долго. Но непростительные ошибки со стороны банка, отсутствие гарантий безопасности и малейшей доли уважения к клиенту, который доверяет организации свои деньги (временами – очень даже немалые) заставили задуматься. Но… обо всем по порядку.
Небольшой спойлер
Если вы читаете этот отзыв, наверняка уже были клиентом этого банка и каким-то образом пострадали от его действий, или наоборот – раздумываете, стоит ли открывать счет, карту или пользоваться каким-либо продуктом этой организации. К великому сожалению, «пострадавших» много, негативными отзывами переполнены сайты отзывов и соцсети. Но, справедливости ради, в большинстве своем люди необоснованно возмущаются тем, что не прочитали то, что написано в договоре мелким шрифтом, не вникли в суть предложений и попали на увеличенные проценты по кредитам, поверили рекламе, обещающей бесплатное обслуживание карты, но не учли, что речь идет только о первом годе обслуживания, ну или просто недовольны тем, что стоимость смс-уведомлений по совершенным операциям в «Альфе» самая высокая по сравнению почти со всеми другими банками… Меня бы, честно, все это не остановило. Однако бывают и такие случаи, как мой – когда волосы на голове встают дыбом от действий банка и заставляют задуматься: можно ли ему доверять эти деньги? Поэтому если вы из тех, кто размышляет о том, заключать ли договор с «красным банком» – дочитайте мой отзыв до конца. Спойлер: по моему мнению, однозначно – нет.
Небольшое «лирическое отступление». Как вы думаете, почему «Альфа-Банк» в рекламе делает ставку на молодых, на подростков-студентов? И рекламу запускает характерную, и в промо-роликах использует кумиров молодежи (еще недавно амбассадором банка был иноагент Моргенштерн). Все дело в том, что молодежь, как правило, не помнит (точнее, не знает в силу возраста), как пару десятилетий назад банк кинул буквально всех своих клиентов. Я помню – как один из «пострадавших». И все старшее поколение помнит. Тогда, во время очередного финансового кризиса, народ массово пошел снимать свои деньги, выстроившись в очереди к банкоматам, и «Альфа» – единственный из всех банков – ввел драконовские комиссии за снятие, нарушив все права и условия, прописанные в договорах. И ему это сошло с рук…
Первый «звоночек»
Клиентом «Альфы» я стал еще в конце 90-х годов, когда организацию, где я работал, перевели на зарплатный проект и выдали карты этого банка. Потом я сменил место работы, переоформил счет на себя и продолжил пользоваться, платя за ежегодное обслуживание карты. Тарифы были неудобные, на рынке было полным-полно других предложений, а потому я, естественно, перебрался в другие банки, но счет в «Альфе» не закрыл – оставил на всякий случай. Даже использовал его для каких-то сбережений: проценты особо в те времена не платили, но прибыль, полученная от вкладов за год кое-как покрывала ежегодную комиссию за обслуживание карты.
Потом произошел очень неприятный инцидент, который я расцениваю как «первый звоночек». Неожиданно со счета пропали деньги. Небольшие (сейчас уже и не помню сколько – наверное, меньше сотни рублей). Я на это не обратил внимание (подумал, что доначислили комиссию за какую-нибудь валютную операцию, поскольку, бывало, расплачивался картой за границей и иногда происходили дополнительные списания из-за разницы в курсах обмена валюты). Но через месяц сумму списали снова. Еще через месяц – снова. Все три раза сумма была все время одинаковой! Меня это заинтересовало, я заказал детализацию, добрался до офиса банка и выяснил, что у меня подключились оплата за смс-уведомления. Притом, что я ее не подключал! В банке меня уверяли, что я лично заполнил заявление на уведомления, потому списания и происходят. Я попросил показать это заявление, его поискали, но не нашли. Извинились. Услугу уведомлений отключили. Но компенсировать три сотни рублей не стали. Мелочь? Конечно. Но очень характеризует банк. Меня это обидело, я тогда снял все деньги со счетов, закрыл и карту, и расчетный счет, и написал заявление с просьбой аннулировать все действующие договора и удалить все личные данные обо мне, хранящиеся в банке. Доступ к онлайн-банку закрыли сразу, все данные обещали удалить через некоторое время. На том мы распрощались, а я о банке забыл. На несколько лет…
Прошли годы
Итак, как говорят в кино, «прошли годы»… Наступил 2023-й. По иронии судьбы организация, с которой я сотрудничаю сейчас, попросила открыть счет в «Альфа-Банке». Я улыбнулся, подумал, что «время лечит» и понял, что пришло время дать банку второй шанс. Заявку на открытие счета прислали из организации, мне нужно было лишь прийти в отделение банка, подписать договор банковского обслуживания и получить банковскую карту на руки.
Прихожу в отделение (неподалеку от метро «Алексеевская» в Москве), показываю паспорт и получаю на руки уже заполненный договор на банковское обслуживание. Начинаю его читать и обалдеваю… Нет, в плане корректности условий и пунктов договора – все вполне себе стандартное и традиционное. Но в нем указаны неверные данные! Паспорт и фамилия совпадают, но все остальные данные – устаревшие. Указана организация, где я работал 20 лет назад и которая открывала первый счет, указан адрес и телефон той самой организации (уже не существующие) и даже домашний адрес – старый (я уже давно сменил и место проживания, и место прописки). На вопрос, каким образом «подтянулись» старые данные, если вся информация по моему заявлению должна была быть удалена, ни менеджер банка, ни старший менеджер, ни руководитель отделения ответить не смогли. Сослались на то, что в свое время «кто-то где-то что-то» не удалил. Но теперь уже, за давностью лет, причину не восстановить. Впрочем, это все мелочи.
Настоящая проблема была в другом. Оказалось, что изменить данные в договоре невозможно. В буквально смысле! Когда я попросил ввести корректные данные и заново распечатать договор, это стало колоссальной проблемой. Программа на компьютерах в офисах банка не позволяет изменять данные о человеке (очевидно, в целях безопасности). То есть, в программе менеджеры набирали новые данные, но в сохранении им было отказано.
Мне предложили написать заявление на смену данных и оставить его для разбора специалистами технической службы. Но я был настойчив и заставил сотрудников отделения по телефону связаться со своей поддержкой и дистанционно, через них все же изменить данные. Было непросто, очень долго, но результат был достигнут. Впрочем… Хотя мне на руки и выдали все же корректный договор, который я подписал, потом, войдя в онлайн-кабинет банка с личного компьютера, в разделе личных данных, я обнаружил, что продолжаю все еще трудиться в давно несуществующей организации, а для связи со мной вторым телефоном (городским) указан давно не существующий…
Проблема с СБП
Следующая проблема с банком приключилась буквально через три месяца обслуживания. В один прекрасный момент выяснилось, что я не могу ни отправлять, ни получать деньги через Систему быстрых платежей (СБП). То есть, изначально все работало, но в какой-то момент выяснилось, что «Аккаунт заблокирован». Это при попытке отправить деньги с банковского счета в «Альфе». А если кто-нибудь хотел перевести деньги мне из другого банка, он видел, что к моему номеру сотового телефона привязан счет в банке, принадлежащей не мне, а некой Ксении (фамилия в СБП не указывается).
Первым делом я написал в чате онлайн-поддержке (поскольку к этому призывает сам банк – решать вопросы дистанционно быстро и удобно). Ответ был примерно таков: «Ничего не знаем, приходите в отделение».
На следующий день я дошел до отделения банка на Проспекте Мира в Москве, все подробно рассказал менеджеру и задал резонные вопросы – кто такая Ксения и что делать? Надо было видеть глаза бедной девушки-менеджера, которая попросту не знала что ответить и не представляла, куда меня отослать. В итоге начались уже знакомые мне «консилиумы», когда к обсуждению вопроса подключаются все существующие в отделении менеджеры, начинаются созвоны с коллегами из других отделений и технической службой…
Примерно через час выносится следующей вердикт: в отделении «Альфа-Банка» оформила контракт новая клиентка по имени Ксения. Она в качестве контакта по ошибке в заявлении вместо своего указала мой телефон (скорее всего, неверна какая-то одна цифра). Естественно, к моему счету и онлайн-кабинету она доступ не получит, поскольку смс на номер могу получать только я, но пользоваться СБП у меня е выйдет – до тех пор, пока Ксения сама не осознает, что совершила ошибку, не придет в банк и не исправит контактные данные. То есть, в случае оформления нового клиента банка данные о нем вносятся в систему и они считаются более актуальными; если телефон, который указывает новый клиент, ранее принадлежал старому клиенту, он теряет доступ к управлению счетом, банк считает, что у старого телефона – новый владелец.
Печально было то, что связаться с Ксенией нельзя – настоящего-то телефона никто не знает! В качестве одного из вариантов решения проблемы мне предложили обратиться к своему сотовому оператору, взять справку о том, что телефон все еще принадлежит мне, и принести ее в «Альфу». Тогда, возможно, все вернут на круги своя. Я так и сделал (благо, офис «Мегафона» на Проспекте Мира находится по соседству с «Альфа-Банком»). Справку посмотрели, отсканировали и… отказали. Было сказано, что служба безопасности банка не разрешает изменить данные, и придется ждать, когда Ксения все же дойдет до банка…
Чудо произошло почти через полгода. Все это время мои счета были заброшены, деньги с них выведены – от греха подальше, как говорится… Но однажды пришедшее смс-сообщение о том, что к коему счету подключена Система банковских платежей стало прямо-таки неожиданностью… В очередной раз я дал банку шанс реабилитироваться и снова забросил на счет деньги…
Блокировка счетов
На этот раз нареканий к банку не было рекордное время – почти год. Хотя они конечно были, просто мелкие, не критичные. Например, постоянно глючило приложение. При оплате услуг как в приложении, так и на сайте, часто после совершения операции возникало окно об ошибке или отмене операции (при этом деньги списывались и платежи проходили). Время от времени зависала СБП – деньги просто не приходили и не отправлялись. Примерно с середины 2024 года банк отчего-то запретил оплачивать картами часть товаров и услуг (я, например, лишился возможности платить за домашний интернет и за сотовую связь от «Т-мобайл» – платежи до сих пор так и не восстановили…)
Но «черный день» в наших отношениях с банком наступил, когда мне ни с того ни с сего пришло уведомление в смс, сообщающее, что все мои счета заблокированы по постановлению судебного пристава. Чувства, которые я при этом испытал – от удивления и возмущения до гнева и проклятий в адрес банка. Но, «остыв», стал разбираться.
Дело в том, что никаких долгов у меня перед приставами нет.
На всякий случай получил справку в ФССП, что задолженностей не имеется, что дела не ведутся и никто не желает с меня получить (а тем более через суд) ни рубль, ни миллион…
Написал обо всем этом в банк через онлайн-чат. Там ответили, что ничего не могут сказать по моему вопросу и лишь процитировали какой-то пункт правил, гласящий, что в случае получения приказа от пристава, согласно законодательству РФ, они обязаны немедленно заблокировать все счета – и текущие, и кредитные, и зарплатные.
Попытка убедить оператора поддержки в том, что я не должник, не увенчалась успехом. Тогда я попросил закрыть карту, текущий счет и вновь (как и 20 лет назад) удалить все мои данные из системы, на что получил ответ о невозможности совершения этих операций, пока я не погашу долг перед судебным приставом.
На следующий день я запланировал очередной визит в отделение «Альфа-Банка» с разборками, но он не состоялся. Утром пришло смс-уведомление, что все мои счета разблокированы в связи с полным погашением долга и закрытием приставом дела (!), а потому, я снова могу пользоваться услугами банка.
На этот раз я решил воспользоваться только одной услугой – закрытие всех счетов навсегда. Онлайн были составлены заявления, аннулированы счета и карты. Остался только личный кабинет со страницей с персональными данными. На просьбу в онлайн-поддержке аннулировать доступ в кабинет и стереть все данные обо мне, оператор ответил: «Это невозможно. Может, вы еще решите к нам вернуться»… И – прислал смайлик.
Нет. Не решу. Не вернусь. И после всего описанного выше никому не порекомендую этот банк.