О существовании старца Иоанникия я узнала от близкой подруги, у которой заболел сын. Перед тяжелейшей операцией она повела его в церковь, где кто-то из добродетелей, завидев ребенка, посоветовал съездить к старцу – мол, тогда может и операция не понадобится…
Чудо без гарантии
Интернет, как оказалось, пестрит сообщениями о старце. Причем – самыми противоположными. Одни называют его аферистом и мошенником, который зарабатывает деньга на паломниках, запудривает людям мозги под предлогом исцеления. Другие, напротив, рассказывают истории о невероятном исцелении, о том, что после общения с ним рассосались опухоли, а бездетные забеременели. Немало баек и о том, как он предсказал будущее, помог советов решить проблемы в бизнесе и устроить личную жизнь. Сразу десяток турфирм предлагает поездки в Свято-Никольский храм, где официально служит отец Иоанникий. Стоит поездка в зависимости от вида трансфера и ресторанов на пути от 2 до 15 тысяч рублей с человека. Правда, сразу оговаривается: старец может и не принять, и не помочь – гарантии на чудеса нет.
Заинтересовавшись личностью старца, я «села на хвост» подруге с сыном и мы отправились в путь. С группой паломников, на автобусе, в Ивановскую область, в старую деревушку Чихачево, где и служит Иоанникий. Причем, как следовало из брошюры, которую нам выдал гид, служит уже больше 30 лет и имеет чин схиархимандрита.
Отдельным абзацем в инструкции говорилось, что есть у старца свои странности, к которым нужно быть готовым. Так, он может отказать вам в общении, если вы ему не понравитесь. Еще – у него плохая дикция, но переспрашивать у него ничего нельзя – рассердится и прогонит. Но самое странное – он терпеть не может свечи, они в храме не продаются и к иконам ничего там ставить не принято – лишь молиться на них. На такие «странности» патриархия из-за большого числа чудес и исцелений просто закрывает глаза, многое Иоанникию прощая.
Пока грехи спят
К храму мы подъехали, когда на улице уже стемнело. Кто-то в автобусе поинтересовался: «Неужели церковь в такое время еще работает?». Гид лишь хихикнула в ответ: «В это время здесь все только начинается»…
Когда группа туристов высыпала на улицу, гид пояснила: «Старец считает, что службу надо начинать ночью, когда еще все грехи спят. Поэтому готовятся к таинству с вечера, специально расстилают матрасы на полу в храме и ждут. Сейчас мы зайдем, отыщем свободные и будем ждать».
Все в точности так и произошло. Войдя в храм, на полу мы увидели матрасы с лежащими людьми – прямо в одежде, без одеял и покрывал. Народу было много: человек семьдесят как минимум. Также в разных углах помещения стояли сурового вида мужчины в черных куртках – охранники. Они указывали на свободные матрасы и предупреждали, что телефонами и фотоаппаратами пользоваться нельзя.
Лежа на полу и замерзая (храм может и отапливался, но весьма скудно – меня колотило от холода), я смотрела в потолок на обшарпанные стены и окна в потрескавшихся рамах, которые, казалось, вот-вот развалятся. Состояние храма было далеким от совершенства. При таких толпах паломников можно было бы найти средства на ремонт, – грешным делом подумалось мне.
Засыпая, где-то сбоку слышу разговор двух дам. «Ну почему нельзя выспаться в гостинице и сюда приехать утром?» – сокрушалась одна. «Тогда ты не прочувствуешь, что перед богом все равны, – ответила ей другая. – Все должны пройти через это, лишь тогда будет исцеление».
Мужское и женское
«Подъем! Подъем! Сейчас начинаем!» – пробасил охранник. Сонная, я взглянула на часы – ровно 3:00. Оказалось, половина матрасов уже свернута, кто-то пытается проснуться, умываясь святой водой, и позавтракать, аппетитно уплетая припасенные бутерброды. «Пошли быстрей, а то места не хватит!» – сказала моя подруга и быстро затерялась в толпе.
Как оказалось, места на самом деле могло не хватить, потому как половина храма, где проходит служба, была забита битком. Причем – одними женщинами. Оказалось, еще одна странность старца в том, что по его мнению женщины и мужчины должны молиться в разных частях храма, и функции из «разделения» возложены на охранников. В то время, как мужская половина была заполнена едва на треть, в женской поместиться было уже нельзя. Публика – совершенно разная: от накрашенных «губастых» барышень до дряхлых старушек в шерстяных платках.
Запели певчие и вскоре появился батюшка. Тут произошло то, что в наших церквях вообще не случается: публика ему зааплодировала как артисту, вышедшему на сцену. Он жестом показал, что не стоит отвлекаться, и начал службу. Длилась она долго – около трех часов. При этом – что насторожило – охранники встали у дверей и запретили входить в храм и выходить из него – якобы, чтобы не мешать. Пояснили: батюшка старенький, все это будет его отвлекать.
По окончанию Иоанникий разрешил толпе смешаться – разделение между мужчинами и женщинами было стерто, и сказал, что теперь каждый к нему может подойти с любым вопросом или проблемой. «Только один вопрос у каждого, ибо хочу успеть помочь всем, – сказал он. – И если я вам откажу, не обессудьте».
Моя очередь подошла минут через 40. Оказавшись перед ним я наконец-то разглядела его: маленький, щупленький, весь морщинистый. Но – с улыбкой и добрыми-добрыми глазами. Спросить я ничего не успела. Вернее, я только хотела открыть рот, как он перебил: «Тебе что нужно? Больные помощи ждут, а ты просто так приехала, за компанию… Иди, не отнимай время».
При этом ответить мне ничего не дали – охранник (а их за спиной у старца все время двое) взял меня под руку и оттолкнул в сторону. На этом наше таинство закончилось.
По дороге домой подруга негодовала: «Представляешь, я спрашиваю, идти ли нам операцию, а он в ответ: «Мне почем знать, я не доктор!», и охранник сразу в сторону нас пихает… Вот те и чудо исцеления… Зря только проездили и ночь на вонючих матрасах пролежали…»
Как оказалось, примерно также Иоанникий пообщался со всеми в нашей тургруппе. Чудес никто так и не дождался…